Духовность
– это «тот поиск, та практическая
деятельность, тот опыт, посредством которых
субъект осуществляет в самом себе
преобразования,
необходимые для достижения истины»
Мишель
Фуко.
Данная
работа – это использование НЛП в анализе
мышления христианского мыслителя Ойгена
Розенштока – Хюсси.
Я
не ставил своей целью объяснить: с точки
зрения НЛП как и почему христианство
является действенным. Наоборот, –
вчитываясь в тексты Розенштока, погружаясь
в глубину его слов, чувствуя их силу, - во мне
открывалось большее понимание того, почему
и как техники НЛП оказались действенными.
Что
касается исходной точки, толчка,
пробудившего во мне интерес к идеям
Розенштока, то это слова, услышанные от А. Е.
Алексейчика на его семинарах «Интенсивная
Терапевтическая Жизнь». Я хотел понять, что
в НЛП может помочь сохранить мне свой
личный опыт ИТЖ, ее силу, дух, а также, что в
идеях Розенштока можно добавить к методам
НЛП.
В
моделировании мыслительных процессов
Розенштока и терапевтических методов А. Е.
Алексейчика я, также, хотел следовать
рекомендациям Р. Дилтса и не только идти по
стопам учителей, но «искать то, что они
искали».
Ойген
Розеншток – Хюсси (1888- 1973) – личность,
известная философам всего мира и еще ждущая
своего достойного признания…
Проблемное
пространство его идей соотносимо прежде
всего с социальной, социально-политической,
духовной сферой жизни. В своих работах
Розеншток – Хюсси представил новую
парадигму мышления – диалогического,
повлиявшего на воззрения философов Запада,
российских, советских… Философия диалога,
диалогическая традиция в целом способна
менять наши представления о Вселенной, о
таких базовых аспектах реальности как
время, пространство. Письменная речь
Розенштока – Хюсси создает для читателя
особые «места», в которых есть возможность
услышать «голос», открывающий читателю его
собственные движения мыслей, чувств,
воображения. Продуктами такого движения
могут стать новые модели реальности.
Цель
данной работы – моделирование
мыслительных процессов Розенштока путем
анализа этой личности и стереотипов его
языка в том виде, в каком они доступны в его
работах. А также – исследование продуктов
его деятельности с точки зрения
порождавшего их творческого процесса.
Затем эта информация может быть введена в «программы»
или стратегии, которые можно использовать
для обогащения собственных творческих и
мыслительных процессов.
«Духовное»
в работах Розенштока – Хюсси («метастратегия»)
Существующая
в НЛП карта человеческого опыта,
предлагающая гуманистический и нео-христианский
взгляд на духовное – это нейрологические
уровни Р. Дилтса. В ней пять «мирских»
уровней опыта и ряд надмирских, «спиритуальных».
Последние Р. Дилтс определяет путем ответа
на вопрос «Кто еще?» Кто или что находится
за пределами нашей самоидентичности?
Хотя
слова «духовность» и «религия» тесно
связаны, вероисповедание не является ни
необходимым, ни достаточным условием для
духовного опыта. (П. Врица. NLP
World).
Теистическая
окраска исследуемого (моделируемого)
содержания нисколько не ограничивает
восприятие идей Розенштока.
Розеншток,
несомненно, глубоко верующий человек,
использует слова («Бог», «откровение», и пр.),
которые кодируют его духовный опыт. Но
между духовным опытом самим – по – себе
и тем значением, которое ему придается в
словах, существует разница.
Глубочайшей
целью Розенштока было осмысление онтологии
«Духовного руководства» и передача опыта
этого понимания другим людям. Значимость
этой цели питалась личностными убеждениями
Розенштока. Он также понимал, что убеждения
других людей, (например, читателей) могут
искажать и тормозить понимание
собственного «Духовного оборудования».
Интеллектуальный поиск Розенштока, его
мышление, были устремлены к
взаимосогласованию, диалогизации карт, -
как необходимому условию совместного
приближения к опыту, затрагивающему
священное. Такое взаимосогласование
требует постоянного «вторжения» в сферу
ценностей и убеждений. В таком (диалогическом)
мышлении, обращенном к ценностям и
убеждениям, мы испытываем состояния,
выводящие далеко за пределы нашего
обычного бодрствующего состояния. И это,
несомненно, та задача, которую можно решать,
используя методы и технические приемы НЛП.
В
терминах НЛП, Розеншток моделировал самого
себя. Позиции моделирующего и со-моделирующего
обозначены в работах Розенштока как
аспекты целого – «Говорящего» и «Слушающего»:
только в их взаимодействии с «темой» (моделируемым
содержанием), последняя раскрывается своей
глубиной как «творение».
Рабочим
«пространством», в котором двигалась мысль
Розенштока, был язык. Роль языка – ключевая
позиция эпистемологии Розенштока.
Утверждая, что уравнение «речь частного
лица = язык» есть проявление принципов
Птолемея в грамматике, когда «каждый
говорящий находится в центре, как некогда
считалось, что в центре находится Земля» -
Розеншток заявляет «мы говорим лишь потому,
что мы должны
слушать». Этим он совершает «коперниковский
переворот в грамматике». Эта грамматика «отчуждает
от говорящего некоторые части его силы и
предоставляет их другим».
То,
что язык служит не только средством
коммуникации, но и репрезентации или
создания моделей нашего опыта, является
ключом к пониманию идей Розенштока.
[То,
что слушание является «целевой причиной»
говорения, можно выделить и у Аристотеля]...
[…У
Розенштока описывается «человек
школы». Это «ученый», использующий речь
абстрактно, как свое частное дело. В науке
стремятся дать определение чему – то…
Представляется, что Розеншток говорит о «монологисте»].
В
НЛП мета-модель –
инструмент «работы» с речевыми
конструктами. Ее назначение – вывести из
исходной речевой формы более «глубокую», «истинную».
Розеншток также различает речь «ребенка» и
«истинную», «действенную». Требование,
которое вводит Розеншток – это «полновластное
слово», а его критерий – публичность.
Розеншток
заявляет, что говорить нужно лишь те
высказывания, которые отфильтрованы
требованием «воздействия на себя самого». «Серьезной
и действительной оказывается та речь,
которая обязывает к чему-то самого
говорящего».
«Грамматика
тела… должна строиться на основе такой
речи, которую говорящий человек относит к
самому себе и с помощью которой и призывает
самого себя» (с. 62)
П.
Врица, известный специалист современного
НЛП, предпринявший попытку моделирования
духовного опыта, пишет: «Люди обычно с
трудом понимают опыт, которого они сами не
имели. Может показаться, что язык, которым
описывается опыт, идет весьма кружным
путем (выделено нами – Ю. Ж.), пока сходный
опыт (выделено нами – Ю. Ж.) не сделает его
более исчерпывающим». Я полагаю, что
Розеншток и Врица говорили об одном…
В
своей работе моделирования духовного опыта
П. Врица также отметил важную для нашего
исследования мысль: описания духовного
опыта «обычно предполагают смесь метафор и
абстракций… Часто метафоры зависят от
эпохи и культуры… Возможно, очень важно
знать, как исходно кодировались слова и
фразы». В работах Розенштока мы находим
конкретное подтверждение этому. В «кружном
пути» языка Розеншток обнаруживает диалог
культур, детально исследуя их особенности,
отличия, «механику» взаимодействия между
собой.
Правила
языка (грамматика) были для Розенштока не
только шаблонами передачи мыслей, но, что
более веско, - средством организации самого
процесса осмысления чего-либо.
Последнее
становится возможным, когда грамматические
правила отстраняются (диссоциируются) от
первоначального сенсорного опыта. Тогда
они способны стать средством творческого
мышления. Так как при этом условии
получаемые грамматические конструкции
требуют нового конструирования образов,
чтобы в них (конструкциях) появился смысл.
Новые смыслы сбалансированы, в свою очередь,
обратной связью с сенсорным опытом.
Розеншток
предлагает правила конструирования новых
абстракций. Последние являются носителями
мышления, разума. Далее новые конструкты (паттерны)
проверяются на «реальность» - новые
элементы карты соотносятся с территорией.
Согласно
НЛП, новые модели, абстракции, созданные
путем манипулирования символами,
подвержены процессам обобщения, стирания и
искажения. Эти процессы способны «блокировать
дальнейший рост» (Гриндер, Бэндлер «Структура
магии»).
Розеншток
использует диалогизм, скорее не как «противоядие»
против деструктивного влияния этих
процессов, а как механизм, использующий их
для достижения особых значимых целей.
Важнейшим
для Розенштока было то, что человек
формулирует свои концепции под влиянием (указанием)
вербальных директив из своего окружения.
Согласно
Гриндеру и Бэндлеру, система
воспроизведения языка и система построения
моделей мира (VAKO)
имеют одни и те же структурные принципы. То
есть, грамматика (структура и принципы
языка) отражает структуру и принципы
восприятия. А стратегия грамматики, ее
правила порождают стратегии формирования «концепций».
Макромодель мышления Рознштока может быть схематично выражена, как:
В базовой
модели Розенштока присутствует конкретная
мыслительная фомула формула, отражающая
суть его мировоззрения, карты мира.
Главным
устремлением Розенштока было «живое
осуществление истины в человеческом
обществе,…человеческом роду» (с. 222). И далее
«истина божественна и открылась нам как
богоподобная – credo
ut
intellegam,
истина чиста и может быть установлена
научно – cosito
ergo
sum
. Истина жизненно важна и должна быть
представлена в обществе – respondeo
etsi
mutabor».
Эти формулы
служат и внутренним механизмом
мыслительного процесса и тестом,
определяющим достижение цели.
«Я
могу быть ранен, заброшен туда или сюда,
потрясен, горд, разочарован, утешен, и я
должен сообщать о своих духовных
состояниях, чтобы не умереть… Когда
человек пишет книгу, он освобождает свой
дух от гнетущего его впечатления. Книга
является подлинной, если она написана не
просто так, а должна быть написана для того,
чтобы расчистить путь для дальнейшей жизни
и работы…Воспоминание человека об его
собственном опыте образует фон всего
нашего знания о небе и земле» (с. 222).
Согласно
модели Т.О.Т.Е., тестирование мыслительного
процесса, регулирующего Духовный поток
проводится на уровне ценностей и убеждений.
Признаки достижения Духовного равновесия
даны также мыслительными формулами.
Тестирование связано сенсорными петлями
обратной связи с создаваемыми образами и
лингвистическими конструктами (Виз. и Ауд.)
Согласно
модели S.O.A.R.,
используемой в НЛП для определения рамок
моделирования, мы можем определить
следующее:
Проблемное
пространство,
в котором разворачивалась мысль Розенштока,
задается оппозициями, отражающими
отношения различных уровней опыта человека.
Духовного – личностного – ценностного –
ментального. Это тело – душа, внешнее –
внутреннее, биологическое – социальное,
действие – слово, смысл, духовное –
материальное, культура – цивилизация. То
есть «проблемное пространство» - это
пространство согласования, гармонизации,
целостности человека; пространство
подключения к надиндивидуальному, к
большей системе, чем наша личностность.
«Состояние»
- есть конкретный шаг в
последовательности согласований частей
опыта.
«Оператором»
выступают согласованные между собой
особыми правилами структуры языка,
структуры восприятия (систем репрезентаций)
и элементы опыта. Эти правила организованы
в стратегию. Стратегия реализуется,
разворачивается в ментальном пространстве
через диалог между логикой (концепцией)
звучащего текста и логикой (концепцией)
воображаемого, зримого ощущения.
Микромодель
диалогического,
творческого мышления Розенштока включает
ментальный образ некоторого события,
который служит мостом между сенсорным
опытом и вербальной концепцией, выражающей
ценностную ориентацию Розенштока. Образ
включает знаковые средства, которыми можно
мысленно манипулировать. Результаты работы
с элементами образа могут быть описаны
языком большего масштаба. Это новый язык,
кодирующий опыт, переживаемый автором (текста,
создаваемой речи, …) в процессе его
путешествия в область «границ» его
собственной карты.
С другой
стороны, этот образ легко соединяется с
сенсорным опытом, но, в отличие от
абстрактных вербальных конструкций, он
несет глубину одухотворенной личности.
Образные
конструкции обладают свойствами метафор,
то есть позволяют «входить» в них,
переживая реальность отражаемых событий,
проникая в их суть, погружаясь в глубины
базисных оснований мира.
В ментальном
образе элементы опыта согласованы между
собой ощущением событийности. То есть
согласованность элементов образа
осуществляется паттерном, отражающим
реальность и «жизненность» некоторого
бытия. Категория «жизненности»
специфицирует «общее чувство» (Эйнштейн),
отражающее глубинные ценности Розенштока и
стоящее за его намерением осуществлять
работу по осознаванию, реализовывать
творческий процесс согласования элементов
опыта.
Образ
пошагово переходит в текст. В тексте
рождаются прдпосылки нового образа. Текст «вычерпывается»
из образа. Но и содержит потенциал
конструирования нового образа.
Новый образ, включаясь в событийную
игру с элементами (картинками) исходного
образа рождает чувства и эмоции.
Внутренние кинестетические ощущения
выступают в мотивационной функции для
дальнейшей реализации стратегии.
Эти
чувства предоставляют информацию о полноте
(или ее недостаочности) наполнения
визуальной и кинестетической информацией (которую
несут «собыийные детали» образа ситуации)
модели «полновластной речи»,
представленной грамматическими правилами
и реализующейся в аудиально-дигитальной
форме.
«Внутреннее
чувство» Розенштока – это ощущение
неполноты бытия, чувство ожидания
«тихого голоса» внутри. Это также
готовность к исполнению «услышанного».
Процесс [«ожидания» императива ощущение
готовности ответственно следовать «говорящему»]
- происходит между воображаемым образом ситуации
(события) и вычерпывающим ее текстом, а
также над ними, -
влияя на их взаимодействие с более высокого
уровня.