Меню
.: О Проекте
.: F.A.Q. / ЧаВо
.: Кулинарная Книга
.: Найти
.: Познакомиться
.: Привлечь
.: Сблизиться
.: Трахнуть
.: Отношаемся
.: Истории
.: Мастерская
.: Стиль
.: НЛП и Гипноз
.: Библиотека
.: Форум
Поиск по сайту
Искать
Рекомендуем:
Считалочки
яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Калибровка. Методическое пособие с картинками (mankubus)

Калибровка

Ребята, да заколебровали уже!
Сергей Пахомов, ныне сертифицированный НЛП-Практик.

Сейчас речь пойдет о самом необходимом для пикапера навыке. Навыке калибровки. Калибровка жизненно необходима для "настройки" на конкретного человека, незаменима для знакомства с внутренним миром человека. Начну с небольшого количества теории.

Сам процесс калибровки прост до безобразия - нужно просто немного лучше видеть, слышать и чувствовать. Соответственно, что слышать, как видеть и куда чувствовать будет целиком на твоей совести. Откуда вообще пошла калибровка? Скорее всего, очень давно, один мудрый человек заметил, что когда человеку грустно, то он не смеется во весь голос. Потом, спустя много тысячелетий, появилось НЛП. В НЛП появилась пресуппозиция "Сознание и тело единая (кибернетическая) система". Эта пресуппозиция говорит нам, что любые мыслительные процессы человека находят отражение в его физиологии этого человека, и эти процессы могут быть сугубо уникальными. К этим процессам условно существует два подхода - подход "от психологии к физиологии", ярким примером которого являются труды А. Лоуэна; второй подход - от физиологии к психическим процессам, типичный пример - "Язык тела" А.Пиза. Первый подход более научен, и можно сказать, более точен. Второй подход - просто собрание каких-то обобщений, подходящий в той или иной степени ко многим людям. Первый подход - подход Телесно-Ориентированной Психотерапии, второй - Практической психологии.

Начнем с тех калибровок, которые легче всего различаются, и плавно перейдем к более продвинутым методикам. Согласно старой традиции, начну от невербальных (бессловесных) методик, закончу вербальными.

Калибровка общего настроения
Как-то вот так получается, что настроение передается твоему телу, независимо от того, хочешь ты этого, или нет. Этим методом калибровки ничего сверхточного накалибровать нельзя, можно только говорить о хорошем или плохом состоянии (в НЛП это называется К- и К+, то есть негативная и позитивная кинестетика). Отличительные признаки плохого состояния - это общая зажатость тела, стремление мышечных групп и конечностей сжаться и занять как можно меньше места. Иллюстрация - сядь на стул, задвинь ступни под стул, обхвати колени руками. Отличительные признаки хорошего состояния - расправленность, стремление тела вверх. Можно сказать, ощущение полета, стремление к небу.

Калибровка тела
Тут вся калибровка подразделяется на множество мелких "подкалибровок", то есть необходимо обращать внимание на изменение наклона корпуса, напряжение (расслабление) в спине, жесты, положение рук относительно тела. И не забывать, для чего мы вообще калибруем - необходимо сопоставлять вышеперечисленные признаки с мыслительными процессами человека.

Калибровка мимики
Калибровка мимики тоже не так проста, как кажется. Необходимо обращать внимание на множество различных мелких мышц. Но это не всем под силу, поэтому отберем несколько самых важных признаков, как, например, изменение размера зрачка глаза, изменение цвета лица, напряжение и расслабление губ. На основании этих важнейших признаком уже можно составить приблизительную картину состояния в дальнейшем.

Калибровка движения глаз.
Некоторые личности считают, что НЛП состоит практически из одной калибровки глазодвигательных паттернов. Не будем их разочаровывать, а остальным сообщу, что в НЛП есть еще много вкусного :) Да, эта разновидность калибровки очень популярна и черезвычайно легко усваивается. Начнем, бояре. Многими людьми делаются неосознанные сопоставления движения глаз и того, что и как говорит человек. Как говорится, глаза не лгут, глаза - зеркало души: Теперь я раскрою страшную тайну злобных НЛПерцев. А тайна состоит в том, что нет никакой тайны. Есть сопоставление так называемой "линии времени" и модальностей. О модальностях чуть позднее, а линия времени обычно проходит у человека слева направо, и можно сказать, что слева находится прошлое, а справа - будущее. Так же у человека есть своеобразная "линия модальностей", которая проходит снизу вверх по Кинестетике, Аудиалистике, Визуалистике. Говоря более грубо, внизу находится чувства, вверху - образы, посередине - звуки. И если построить старую добрую декартову систему координат, мы получим соотношение глазодвигательных паттернов конкретного человека. Обычно (у более чем 90 процентов людей) эти паттерны выглядат так:


Рисунок 1 - стандартный глазодвигательные паттерны с привязкой к модальности

Теперь необходимые пояснения. Эта схема дана, как если бы ты смотрел в глаза другому человеку, то есть как ты видишь движение глаз. Эта схема работает не во всех случаях, например у левшей линия времени направлена в другую сторону, то есть ПРОШЛОЕ находится справа. Это значит, что и все воспоминания будут по этой схеме слева, а не справа.

Небольшое пояснение про кинестетику. Можно так сказать, что у чувств нет воображения, то есть есть только чувственная память, а не конструирование. И там, где по патетрнам должно находится кинестетическое воспоминание, находится Аудиодигитальная область (внутренний диалог). Обращение к этой области чаще всего обозначает то, что человек разговаривает сам с собой.

Часто возникают вопросы о том, работают ли эти паттерны, и можно ли их обмануть? Скажу так - если человек жив, то эти наблюдения работают. Вернее, если идет мыслительный процесс, то глаза двигаются. Иногда это происходит быстрее, иногда медленнее, иногда глаза двигаются совсем не так, как ты ожидаешь.

Теперь простой пример того, как использовать это знание. Например, ты спрашиваешь у девушки "какого цвета было платье у твоей подруги вчера вечером?". Если глаза струльнули в Вк, то это значит, что ни с какой подругой она вчера не была, а сейчас КОНСТРУИРУЕТ визуальный образ, который тебе сейчас расскажет. Намек ясен?

Калибровка дыхания
Дыхание тоже поддается калибровке. Замечая глубину и частоту дыхания, можно получить представление о степени напряжения в организме. Глубокое и плавное дыхание скорее всего означает то, что человек находится в спокойном и расслабленном состоянии. Наоборот, быстрое и неглубокое может соответствовать довольно взволнованному состоянию. А глубокое частое дыхание может быть вызвано каким-то возбуждением, например сексуальным.

Калибровка речи
Основные калибруемые изменения в речи человека - это громкость речи, скорость и высота. Еще рекомендую калибровать те слова, которые произносит человек, например, так называемые словесные предикаты. Но о них буквально тремя строками ниже.

Калибровка модальности
И вот теперь мы перешли к навыку калибровки модальностей, который в той или иной степени объединяет все навыки калибровки, которые перечислены выше. Как я уже упоминал выше, у людей существуют модальности. Модальности - это своеобразные фильтры восприятия внешней информации, типа как фильтры на объективе фотоаппарата - пропускают одни цвета, задерживая другие. Обычно различают 3 модальности, хотя на самом деле их шесть. Эти модальности - Визуальная, Аудиальная, Кинестетическая, Олфакторная, Густаторная и Аудиодигитальная (ВАКОГ+Ад). Соответственно это фильтры восприятия картинок, звуков, чувств, запахов, вкусов и логики. Чаще всего олфакторную и густаторную модальности объединяют в кинестетическую модальность, а аудиодигитальной пренебрегают, так как в чистом виде она встречается невероятно редко.

Таким образом, вся калибровка модальности сводится к замечанию одной из трех, так называемой предпочитаемой, модальности. Модальности можно калибровать по многим признакам, и лучше всего делать это разными способами, лишний раз подтверждая калибровку модальности. Начнем - калибровка модальности с помощью...

....Глазодвигательных паттернов.
Как эти паттерны выглядят, написано выше. Калибровать модальность по движениям глаз можно, задавая нейтральные вопросы. Например, спросив "Что ты делала сегодня утром в ванной?". Смотрим за глазами - куда они пойдут в первый раз, та модальность и является предпочитаемой. Для гарантии стоит задать еще несколько вопросов.

....Наклону головы и направлению взгляда.
Я уже выше писал о стандартной схеме расположения модальностей - визуальная как бы находится в верхней части тела, аудиальную можно условно поместить в цент, кинестетическая находится внизу корпуса. Таким образом, если у человека взгляд чаще всего направлен выше линии горизонта, то он скорее всего визуал. Если взгляд "живет" в полу - то кинестетик. Если человек смотрит вперед чуть ниже горизонта - аудиал.

....Дыхания.
У людей, которые предпочитают кинестетическую модальность, дыхание ровное и глубокое. У аудиалов - глубокое и может быть частым. У визуалов - неглубокое и быстрое.

....Темпу речи.
Из признаков выше следует, что темп речи у кинестетика медленный, можно сказать задумчивый. У аудиалов относительно средний темп речи, у визуалов речь быстрая.

....Жестов.
Можно с уверенностью сказать, что активно размахивающий руками на уровне головы человек является визуалом. Скорее всего, человек, который в разговоре держит руки на уровне груди и часто касается ушей - аудиал. Кинестетики держат руки внизу и почти ими не двигают.

....Словарных предикатов.
Предикатами называют сенсорно окрашенные слова, то есть слова, которые явно относятся к одной из модальностей. Ну, например, вряд ли слово "теплый" относится к визуальной системе восприятия. Поэтому, установив своеобразный фильтр на слова другого человека, можно заметить, предикаты какой модальности употребляются чаще всего. Ниже приводятся конспекты моего курса НЛП-Практик, в которых мы фильтровали базар в поисках предикатов.


Рисунок 2 - предикаты визуальной модальности


Рисунок 3 - предикаты аудиальной модальности


Рисунок 4 - предикаты кинестетической модальности

И еще немного о модальностях. Учти, что модальности у человека имеют разную скорость реагирования. Самая быстрая модальность - визуальная, самая медленная кинестетическая. Поэтому не стоит называть человека тормозом только потому, что он сначала чувствует, а потом говорит.

Упражнения, улучшающие навыки калибровки
Разумеется, что навыки калибровки можно и нужно развивать. Для этого тебе потребуется один друг и один год времени. Год времени - для достаточной тренировки, друг - для необходимой части бытия подопытного кролика.

Скульптурология
Выполнение простое. Ты выбираешь состояние, которое может быть тебе интересно. Например, сосредоточенность, целеустремленность, жажда действия, и т.д. Далее ты придаешь телу друга ту позу, которая, на твой взгляд, наиболее полно отражает это чувство. Даешь другу время ощутить чувство через свое тело. Далее вы обмениваетесь мнениями, и смотрите, что за фигня получилась. Желательно проделать это упражнение раз по пять каждому из участников в течении 5-8 дней.

Хороший, плохой, злой
Это упражнение служит развитию навыка комплексной калибровки, то есть калибровки состояния с большой точностью. В упражнении вам потребуется только время. Ты предлагаешь другу мысленно выбрать из его знакомых двух человек, отвечающих типажам "хороший" и "плохой" (друг - не друг). Попроси его несколько раз подумать о каждом из них, калибруя общее состояние тела. Рекомендую обращать внимание на наклон головы, напряжение челюстей, губы, плечи, наклон корпуса, мелкое подрагивание пальцев рук и других малозаметных на первый взгляд факторах. Потом ты начинаешь задавать вопросы, которые требуют сравнения этих людей. Как пример - "у кого из этих людей боле длинные волосы? У кого из них более косолапая походка?". Твой напарник в этом упражнении должен просто думать об этом человеке, а не говорить. Говоря другими словами, он должен телом отвечать на твой вопрос. После того, как ты высказал свое предположение, он должен подтвердить или опровергнуть твои догадки. Когда вы достигните определенного уровня совершенства, введите в игру третьего персонажа кроме "хорошего" и "плохого". Этот персонаж носит кодовое прозвище "злой", и я рекомендую использовать нейтрального знакомого. Для закрепления навыка повторите упражнение по 3-4 раза с каждым из вас, в течении двух недель.

И нахрена я тут распинаюсь?
Спросите вы, и что-то в этом вопросе будет, что заставит меня ответить. Действительно, зачем разрабатывать все эти навыки, если в книге Пиза все давно разжевано до уровня восприятия среднестатистического американца? Отвечаю. Только при грамотной калибровке возможно установить хороший раппорт. Все. Если тебе не нужно быть в раппорте с собеседником, то всего за 99 долларов я предлагаю тебе комплект из намыленной веревки и услуги по выбиванию табуретки из-под ног. Торопитесь, пока действуют сезонные скидки!

Все вышеизложенные одна тысяча семьсот двадцать девять слов написано лично мною, и охраняется законом об авторском праве и смежных правах. Любое цитирование, копирование и публикация в электронных и печатных изданиях запрещены без письменного разрешения автора. (с) Филипп "Манкубус" Богачев, специально для проекта www.lover.ru 11.11.2001.

Авторский проект Филиппа Богачева. Генеральный спонсор - Международный Центр Психологии и Развития (МЦ ПиР). Права принадлежат авторам материала.
WWW.LOVER.RU Project powered by Managee Content Management System